12 мая 2016 г. в Государственном геологическом музее им. В.И. Вернадского РАН состоялся финал конкурса творческих проектов и фоторабот учащихся общеобразовательных учреждений «Богатство недр моей страны» — 2016.
Уже четвертый год под конец учебного года в Государственном геологическом музее им. В.И. Вернадского РАН собираются школьники для участия в выставке творческих проектов и фоторабот. Главная цель конкурса – это популяризация наук о Земле среди детей и молодежи, развитие интереса к изучению окружающего мира, природных ресурсов и рационального природопользования, формирование у детей и молодежи экологического мировоззрения и развития интереса к горно-геологическим профессиям.
С прошлого года конкурс проходит под эгидой Межвузовского академического центра навигации по специальностям горно-геологического профиля. Центр создан на базе Музея совместно с Национальным исследовательским технологическим университетом «МИСиС», Российским государственным университетом нефти и газа им. И.М. Губкина, Российским государственным геологоразведочным университетом им. Серго Орджоникидзе, Московским государственным университетом геодезии и картографии.
Церемонию награждения победителей конкурса открыли президент ГГМ РАН Академик РАН Малышев Ю.Н. и директор ГГМ РАН к.г.-м.н. Черкасов С.В. Среди награждавших присутствовали почетные гости: Генеральный директор АО «Воркутауголь» к.т.н. Экгардт В.И., ректор Российского государственного университета нефти и газа им. И.М. Губкина д.э.н., проф. Мартынов В.Г., Директор горного института НИТУ МИСиС д.э.н. Мясков А.В., методист Городского методического центра Департамента образования города Москвы Рузавин А.А., Директор геологоразведочного техникума Шунейкина С.И., Начальник Управления архива и фондов «Росгеологфонда» Попов Е.В., Председатель НП «Молодежный форум лидеров горного дела» Королев А.С.
В 2015 г. на конкурс было представлено 33 проекта. В этом году в два раза больше, а на фотоконкурс была прислана 71 работа, из которых для фотовыставки было отобрано 40 фотографий. Конкурс привлек больше участников и единомышленников. Это еще раз подчеркивает возрастающий к нему интерес у детей и молодежи, что говорит об успешности просветительской работы Музея, которая заключается в создании коммуникационной среды для талантливых детей и молодежи и формировании из их числа кадрового резерва для производства и науки. Во многом это заслуга руководителя Центра – зам. директора по развитию ГГМ РАН д.т.н., проф. Титовой А.В.
Традиционно Конкурс проводится по двум номинациям: творческие проекты и фотоконкурс. Определение победителей и призеров в номинации творческие проекты осуществляется по 2-м возрастным категориям: 1-6 классы и 7-11 классы.
Активное участие в конкурсе проектов приняли воспитанники Демидовской кафедры (Клуб юных геологов), функционирующей на базе ГГМ РАН в рамках работы Межвузовского академического центра навигации по специальностям горно-геологического профиля. Под научным руководством сотрудников ГГМ РАН д.г.-м.н. Гатинского Ю.Г., к.г.-м.н. Пухонто С.К., д.г.-м.н. Смолькина В.Ф., к.т.н. Хотченкова Е.В. и Черевковской И.А. ребята подготовили свои исследовательские проекты для представления на конкурсе. Хотелось бы отметить проект ученика 7 класса школы №171 (г. Москва), слушателя Демидовской кафедры Шишкова С. «Конкреции». На защите проекта был представлен образный рассказ с демонстрацией слайдов и коллекции, собранной собственными руками во время геологических экспедиций, организованных Демидовской кафедрой в течении учебного года.
Все участники конкурса в номинации «творческие проекты» защищали свои работы перед экспертной комиссией, в состав которой вошли научные сотрудники ГГМ РАН, представители ВУЗов и образовательных учреждений.
Проекты в младшей возрастной группы защищались перед экспертами ГГМ РАН д.г.-м.н. Наумовым Г.Б., д.г.-м.н. Брянчаниновой Н.И., д.г.-м.н. Ткачевым А.В. и к.г.-м.н. Мининой Е.Л.; представителями профильных ВУЗов Лезовой С.П. (НИТУ МИСиС), к.г.-м.н. Горюновой Л.Ф. (РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина) и образовательных учреждений Кучером Д.Б. (ГБОУДО МДЮЦ ЭКТ) и Каменским М.А. (ГБОУ Городской методический центр Департамента образования города Москвы).
В младшей группе были представлены разносторонние проекты, но явно чувствовалось, что есть самостоятельно подготовленные работы по-настоящему увлеченными ребятами, а есть работы, в которых скорее самовыражались научные руководители и родители, а участие ребят в подготовке исследования было минимизировано. Безусловно, симбиоз с родителями нельзя рассматривать исключительно негативно, но их участие в детском творческом проекте должно прежде всего быть корректным. По словам д.г.-м.н. Наумова Г.Б.: «ребятам вредит увлечение компьютерными презентациями, зациклившись на информационных технологиях, им становится трудно оторваться от них и сделать что-либо за рамками компьютерных программ».
Особенно хочется отметить проект «Тайны подземного царства» ученика 5 класса школы № 1375 (г. Москва) Медведева И. Работая над проектом только 3 месяца, участник конкурса находится на начальном этапе создания своеобразного виртуального музея. Хотелось бы, чтобы в следующем году его работа приобрела законченную форму и была представлена на конкурсе «Богатство недр моей страны – 2017».
Экспертная комиссия в составе сотрудников ГГМ РАН к.г.-м.н. Стародубцевой И.А., д.г.-м.н. Белова А.А., Сороки И.Л., д.г.-м.н. Смолькина В.Ф., к.г.-м.н. Пухонто С.К.; представителей профильных ВУЗов к.т.н. Зотова В.В. (НИТУ МИСиС), Будкина Д.В. (РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина), д.пед.н. Снопко Н.М. (МГРИ-РГГРУ) и представителя НП «Молодежный форум лидеров горного дела» Гончара А.А. оценивала проекты, представленные в старшей группе.
Ребята проявили большой интерес к заданной теме, причем, объекты исследований были очень разнообразные: кто-то рассказывал об отдельных минералах (например, проект «Алмаз — сокровища России» учениц 8 класса гимназии № 1562 им. А. Боровика (г. Москва) Корж П. и Казьминой Д.), кто-то рассуждал о своей будущей профессии («Проблемы горного производства и пути решения в современном мире» учениц 10 класса школы № 97 (г. Москва) Ильиной К. и Юговой Д.), а некоторые участники представляли разработанные лично интерактивные эксперименты (например, Проект «Освоение минеральных ресурсов. Технологическое состояние, проблемы ведения поисково-разведочных и добычных работ. Роль воды в жизни человека (на примере Московского региона и Алтая)» ученика 10 класса школы № 1352 (г. Москва) Коренкова С.).
«Особо хочется отметить проект “К малахитовой планете” учеников школы «ШИК 16» (г. Москва) Гурьянова Е., Отпущенко Д. и Зотова К., материал к которому подготовили совместно учащиеся средней и младшей школьных ступеней. Младший участник проекта рассказывал о сказах Бажова, а старшие ребята предметно подготовились к презентации богатства минералов Уральских гор» — поделилась своими впечатлениями к.г.-м.н. Пухонто С.К.
Проекты ребят в младшей возрастной группе наряду с экспертной комиссией оценивало жюри «юных геологов», в которое входили слушатели Демидовской кафедры. Ребятам больше всего понравился проект «Сиреневое сокровище долины реки Чара» ученицы 5 класса школы №1191 (г. Москва) Левченко В.
Все ребята, принявшие участие в конкурсе были награждены памятными призами и дипломами. Почетными грамотами были награждены и научные руководители участников конкурса.
В младшей возрастной группе победителем был признан ученик 3 класса Гимназии № 1797 «Богородская» (г. Москвы), слушатель Демидовской кафедры Лепа А. за работу «Путешествие в Пермский период».
Призовые места заняли ученик 3 класса гимназии «Свиблово» (г. Москва), слушатель Демидовской кафедры Пронский Г. за работу «Геологическое путешествие по Карачаево-Черкесской республике» и ученик 5 класса школы № 1770 (г. Москва) Зунин Алексей за работу «Болотная руда: от Древней Руси до наших дней».
Поощрительный приз зрительских симпатий получил ученик 5 класса школы № 1955 (г. Москва) Черников А. за проект «Геологическая история и минеральные ресурсы Московского региона».
Победителем в номинации «творческие проекты» в старшей возрастной группе стал ученик 8 класса школы № 2101 «Филёвский образовательный центр» (г. Москва) Ртищев Н. за работу «Интерактивный определитель ископаемых беспозвоночных Москвы и Московской области».
Призовые места были присуждены ученикам 7 класса школы № 1191 (г. Москва) Чалому А., Давыдовой А. и Сотниковой П. за работу «Химия минералов» и ученикам 10 класса школы № 236 (г. Москва) Торкай Д., Шофееву Н. и Толюпе Д. за групповой проект «Школьная неделя естествознания».
Поощрительный приз зрительских симпатий вручен ученикам 10 класса школы № 167 им. маршала Л.А. Говорова (г. Москва) Еретину Н., Макееву И. и Васильевой Е. за проект «»Норильский никель» — место моей будущей работы».
В номинации фотоконкурс первое место было присуждено ученице 8 класса школы № 1200 г. Москвы Правоторовой Н. за фотоработу: «Парящее плато». Призовые места заняли ученица 10 класса школы №687 (г. Москва) Бухольц Е. за фотоработу «К восьмому марта» и ученик 7 класса школы № 2 (г. Муравленко, ЯНАО) Гаврилов А. за фотоработу «Каменные грибы Ямала».
Поощрительные призы зрительских симпатий были вручены ученику 8 класса МБОУ СОШ № 9 (г. Лобня М.О.) Памшеву Д. за фотоработу «Роза пустыни» и ученику 4 класса школы №810 (г. Москва), слушателю Демидовской кафедры Логинову С. за фотоработу «Северный Кавказ юного геолога».
Украшением праздника стала традиционная церемония посвящения в юные геологи ребят, обучающихся в Клубе юных геологов Демидовской кафедры, функционирующей на базе ГГМ РАН в рамках работы Межвузовского академического центра навигации по специальностям горно-геологического профиля. Президент ГГМ РАН, академик РАН Ю.Н. Малышев вручил ребятам знаки отличия Клуба юных геологов – Кодекс чести юного геолога, значок и форму.
Ежегодный Конкурс «Богатство недр моей страны» способствует углублению знаний и представлений о полезных кладовых Планеты Земля, вырабатывает у школьников умения и навыки научной и исследовательской работы. Мы уверены, что наши участники – будущее горнопромышленного комплекса России. Приглашаем к участию в новых конкурсах, проводимых в рамках образовательной и научно-просветительской работы ГГМ РАН и Межвузовского академического центра навигации по специальностям горно-геологического профиля в следующем учебном году.